1. Так как оно есть – заместители во время расстановки описывают воспринимаемые ими чувства, эмоции, телесные ощущения, повторяющиеся мысли – ничего не добавляя и ничего не убирая. При описании происходящего с ними в расстановке заместители стараются избегать личных интерпретаций, оценок и действий
  2. Отсутствие намерений– заместители должны быть свободны от каких либо намерений по отношению к клиенту и его систем в расстановке
  3. Ненужно помогать, мешать, сочувствовать, болеть, бороться за или против клиента
  4. Не относиться к системам клиента – заместители не должны принадлежать к каким либо системам клиента и не должны состоять с ними в деловых отношениях
  5. Наличие двойственности восприятия (норма) – личные темы заместителя могут возникать во время расстановки, но по возможности их нужно избегать и переносить на других заместителей. В случае если это невозможно поднять руку и сказать ведущему о сложившейся ситуации. Если смещаем роль, то человек, на которого смещено начинает чувствовать и при этом чел остается тем кто чел есть. Если пропадает двойственность чувств — это сигнал – «моя тема начинает преобладать» Важно поменять заместителя или фильтровать информацию. Если зам резко вываливается из процесса, спросить у клиента так ли это.

Какая информация относиться к системе клиента и является важным:

 (Чем ниже система, тем более это является правдой)

    Например:

  1.     Тело, телесные ощущения, позы жесты (более низкая система)
  2.     Чувства, эмоции
  3.     Отношения между элементами, что происходит внутри связей
  4.     Мысли особенно повторяющиеся, навязчивые мысли (более высшая система)
  5.     Где фокусировано внимание, восприятие заместителя
  6.    Есть ли внутреннее движение, движение медленные относятся к системе, не действия, именно движение не осознаваемым намерением, феномен внутри системы

Информация которая не относиться к системе, игнорировать или прерывать:

  1. Интерпретации заместителей, вернуться к описанию феноменов
  2. Оценки
  3. Действия заместителей (посторонние)

Противопоказание к ассистированию

Заместителей вежливо приглашают, и они могут отказаться от участия если есть

  1. Сильные эмоции переживания в момент выбора заместителя или немного до этого
  2. Только что человек делал свою расстановку, информация из кратковременной памяти переходит в долговременную, это происходит во сне, в этот день желательно не брать в заместители
  3. Если заместитель коллега или родственник, или между ними есть личные связи
  4. Заместитель привносит в образ клиента что-то своё личное

Заместители забывают все, что они знают о системе клиента, важно предупредить о конфиденциальности происходящего.

Руководитель направления «Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и системные расстановки®», директора ИКСР Михаил Бурняшев.