Основные принципы правильной формулировки и постановки целей

Постановка цели - это достаточно тонкий процесс. Здесь стоит учитывать целый ряд нюансов, играющих принципиальную роль. В данной статье я освещу самые важные из них.

С 1979 по 1989 год в Гарварде было проведено интересное исследование. Студентам были заданы вопросы об их личных целях. Имеют ли они четкие цели? Записывают ли они их? И есть ли у них планы по достижению целей? 3% студентов ставили перед собой цели и записывали их. 13% имели цели, но не записывали их. Остальные 84%, т.е. большинство, вообще не ставили перед собой никаких целей.

Через десять лет были опрошены те же студенты. На этот раз были заданы вопросы об их карьере, успехе и доходах. Результаты опроса были просто поразительны. 13% учащихся, у которых были цели, но они их не записывали, зарабатывали в два раза больше, чем те, у которых целей не было вообще. А те 3%, которые не только ставили перед собой цели, но и записывали их, зарабатывали в среднем в десять раз больше, чем остальные 97%.

1. Исходя из того, что около 95% процентов наших психических процессов происходит именно в бессознательном, залог достижения цели - это убежденность бессознательного в том, что это хорошая цель. Что такое "хорошая цель" мы рассмотрим более подробно чуть ниже.

А понимает оно, бессознательное, что цель хорошая, очень просто - если мы ее визуализируем (строим образ достигнутой цели), приподняв глаза под углом 15-20 градусов. Это называется позитивная синестезия. Если мы глаза опускаем, бессознательное делает вывод, что это негативная цель (соответственно, негативная синестезия), и, таким образом, 95% ваших ресурсов будет направлять против ее достижения. Начинайте потихоньку обращать внимания за тем, как вы рассуждаете, мечтаете, обдумываете, решаете проблемы, делаете выводы и т.п. Если смотрите вниз, то лучше попробуйте поднять глаза повыше (не голову, а глаза). В таком случае, ваши внутренние ресурсы пойдут на реализацию вашей цели, а их (ресурсов) у вас очень много.

Еще одна важная деталь в процессе визуализации - представлять себя, достигнувшего этой цели со стороны. Это очень важно, именно со стороны. Если мы хотим купить машину и представляем удовольствием от ее обладания из своих глаз, то наше могущественное, но, вместе с тем, наивное бессознательное сделает вывод, что это у нас уже есть. Если же мы увидим себя за рулем долгожданного автомобиля, то оно недвусмысленно поймет, что от него хотят, и приступит к работе по достижению данной конкретной цели. В таком случае, считайте, что никуда вы от покупки новой машины уже не денетесь.

Делая вывод в пункте первом обобщаю: если вы чего-то хотите, как можно чаще визуализируйте это, представляйте в виде картинки или фильма, при этом приподнимая глаза под углом 15-20 градусов, и видя себя, достигшим результата, со стороны, "там".

2. Еще один важный момент - конкретизация и позитивная формулировка цели. Когда мы формулируем цель, стоит это делать максимально четко и ясно, в позитивной формулировке. Что мы ХОТИМ, а не то что мы НЕ ХОТИМ. Насчет конкрнетизации - представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который обладает только лишь поверхностными знаниями о планете Земля, и населяющих ее людях. Вместо "хочу много денег" просите "хочу 120 300 рублей через два месяца". Вместо "хочу крутую работу" говорите что конкретно вы хотите от этой самой работы - уважение, высокую зарплату, самореализацию или все вместе? Что такое крутую? Инопланетянину (в роли которого в данном абзаце выступает бессознательное) непонятно. Сформулируйте хорошо. Помните сказки про злых джиннов, которые искажали все желания? Так вот, формулируйте свои желания так, чтобы двусмысленная трактовка была исключена. Для этого мы, психотерапевты, используем римскую формулу: кто, что, где, когда, как, с кем, с какими целями и т.д. Прогоните цель, и все аспекты ее достижения по всем этим вопросам и будете удивлены, насколько полученный результат отличен от первоначальной формулировки. Итог - правильная формулировка цели подразумевает конкретику желаемого нами результата и позитивную формулировку.

3. Цель должна отвечать семи требованиям: быть желанной, стоить того, чтобы ее достигать, быть достижимой, быть экологичной в достижении, быть экологичной после достижения, быть по способностям, быть заслуженной. Если все так, то считайте, что цель уже достигнута, осталось сделать определенные действия и выждать определенное время. А так - она уже достигнута. Если же что-то западет, то одно из двух. Либо мы делаем копинг, давая понять бессознательному, что цель действительно желанна, или цель действительно экологична. Либо мы выясняем, а действительно ли оно нам надо, или, может лучше "загадать" что-нибудь другое.

Конечно, это не все принципы, здесь приведены только основные вещи. Вместе с тем, уже зная и пользуясь ими, вы ощутимо поднимите коэффициент достигаемости любой поставленной перед вами цели.

Сергей Викторович Ковалев Институт Инновационных Психотехнологий