• Запишитесь на ближайший мастер-класс

     

     

    Любой мастер-класс бесплатно, если подпишитесь прямо сейчас


    Прочитал и согласен с договором оферты

    Узнать подробнее

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию (Соонетс, 2000).

Психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

Например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку.

Тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное

развитие познавательных процессов и адаптационные

способности. Ребенок становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации, и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» -

комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности: Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся -виноват он. Родители всегда должны быть защищены. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю. Ребенка надо сломить, и чем раньше - тем лучше. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание -вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье

(«У тебя руки не из того места растут - лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

любовь - это обязанность; родители заслуживают уважения по определению - просто потому, что они родители; дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; высокая самооценка вредна, а низкая - делает людей альтруистами; нежность (сильная любовь) вредна; удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни; лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; родители не переживут, если их обидят; родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Таким образом, формируется зависимая личность с низкой социальной толерантностью, ригидная, с пустотой в душе.

Алиса Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

- бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались; - потребность дать выход подавленным чувствам; - потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении; - самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка; - страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше; - желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Записаться на консультацию к специалисту 

Оставить заявку

Имя
Неверный ввод

Телефон
Неверный ввод

E-mail
Неверный ввод

Дату и название программы обязательно
Неверный ввод

Неверный ввод

Введите надпись
Введите надпись
  Не видно цифр?Неверный ввод

Кнопка "отправить" означает, что вы принимаете политику конфиденциальности обработки ваших данных.