Сексуальное насилие | Психология личности
  • Тренинг "Кого выбирают деньги?"

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Первое участие в мастер-классе, чай с плюшками

    и видео курс в подарок, давайте дружить!

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

Актами сексуального использования ребенка и насилия над ним являются следующие действия, которые нередко описываются жертвами как начало сексуального насилия (Зиновьева, Михайлова 2003):

ласки, ощупывание, целование, и в том числе - тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка (например, во время купания); рассматривание половых органов ребенка; демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку; подглядывание за ребенком во время раздевания, купания, в туалете; притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями; мастурбация в присутствии ребенка.

К контактным формам сексуального насилия и использования относят следующие действия:

трение пениса о тело ребенка; принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого; принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого; ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими; подражание половому сношению с помощью пальца; вагинальное половое сношение с ребенком; половое сношение с ребенком через анальное отверстие; половое сношение через рот ребенка.

Различия между позитивным телесным контактом, в котором нуждается ребенок сексуальным насилием определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, ребенок это чувствует), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «нет».

В случае сексуального насилия можно обнаружить и физические признаки произошедшего, и изменения в поведении ребенка. Телесные симптомы обычно связаны с тем, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия.

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме того, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения прямой кишки; покраснение ануса; варикозные изменения; ослабление сфинктера; запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы; расширение влагалища; свежие повреждения (раны, ссадины); сопутствующие инфекции.

Кроме этого, физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье; гематомы (синяки) в области половых органов; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов; гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах; боль в животе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; венерические болезни; неожиданная беременность (если несовершеннолетняя девушка отказывается назвать отца ребенка или беременность у девочек от 9 лет с недостаточным уровнем психосексуального развития).

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синдрома.

A) Изменения в проявлениях сексуальности:

чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым; сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста); необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста); трение половыми органами о тело взрослого; проституция.

Б) Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессивность, грустное настроение; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; частая задумчивость, отстраненность (с дошкольного возраста); истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников;

жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

B) Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше); прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения; принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию), отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Записаться на консультацию к специалисту

Г) Изменения самосознания ребенка:

снижение самооценки; мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Д) Появление невротических и психосоматических симптомов:

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра); головная боль, боли в области желудка и сердца.

Читать дальше об особенностях работы