Если человек оправдывается …, то  потребность этого человека во внимании и оценке со стороны других, приводит к тому, что энергия других людей направлена исключительно на него, а не на какие-либо другие полезные цели. Напомните человеку, что потребность в оценке исчезнет, как только он начнется интересоваться другими и получать радость от помощи другим людям.

Как определять цели поведения человека? или Тайные знания разведчиков

Если человек мстит…, объясните что попытка сделать другому человеку больно — это неудачный способ заставить его измениться и все это приводит лишь к тому, что возможность разрешения конфликта остается в руках у другого человека. Обычно человек начинает мстить для того, чтобы показать, что он не виноват. Чтобы разрешить подобный конфликт, необходимо через боль и дискомфорт подняться на уровень любви и осознания, который показывает, что человек сам ответственен за любой результат в своей жизни. Отметьте, что попытка самоубийства — это форма мести, когда ненависть возводиться в ранг благородства. Например: Моя жена встречается с другим мужчиной. Лучше я убью себя, потому что с другим она будет счастливее. На первый взгляд это благородно, но это есть попытка со стороны обманутого мужа заковать жену в кандалы.
Если  человек защищается …,  укажите ему, что его нежелание быть открытым, его нежелание узнать о себе что-то новое, мешает другим людям быть честными с этим человеком. Запугивая других и тем самым, не позволяя им рассказать вам о ваших недостатках, вы не сможете стать лучше.
Если человек в протесте …, расскажите о том, что когда человек жалуется, он растрачивает свои силы, чтобы оправдать себя за нежелание действовать. Его неучастие в чем-либо влияет на конечный результат именно того, на что человек жалуется. Из-за этого также страдают и другие люди. Напомните человеку, что он недооценивает свое влияние на других и вдохновите его на то, что может сделать именно он. Также напомните ему еще и о том, что каждый раз когда он уклоняется от действий, он сам ставит себя в положение в котором ему все не нравится.
Если человек выживает …, когда он испытывает отчаяние, оно распространяется и висит в воздухе. Люди начинают чувствовать безнадежность. Это не ведет ни к творчеству, ни к радости, ни к ощущению силы, необходимых для положительных мыслей. Мыслей, что все возможно. Это в свою очередь мешает действию, которое может привести к определенному результату, а результат как раз необходим, для того чтобы изменить ситуацию, в которой возникает отчаяние.
Если в замешательстве …, он обычно пребывает в замешательстве для того, чтобы увести разговор в сторону от выяснения своих собственных ошибочных намерений. Если у кого-то недостаточно высокая самооценка, необходимая для того, чтобы правильно оценить результаты, то он будет все делать для того, чтобы другие не увидели, на каком уровне этот человек находится во взаимоотношениях на самом деле. Поэтому он не будет знать, что делать, чтобы достичь желаемых результатов.
Если человек запугивает …, отметьте, как он исподволь отталкивает вас, чтобы не узнать, что он может сделать, чтобы улучшить ситуацию.
Если настроен агрессивно …, спросите человека, кого вы ему напоминаете. Укажите на то, как человек может проецировать свои проблемы, связанные с другими людьми из прошлого, на окружающих его людей в настоящем.
Если человек борется…, укажите на то, как он научился чувствовать себя сильным, только противопоставляя себя другим и не позволяя им выигрывать. Борьба за власть может увлекать, поскольку у каждого из противников есть возможность ощутить себя сильным, не рискуя попасть в ситуацию, в которой проверялась бы его способность помогать другим. В процессе борьбы за власть никто не совершает ничего полезного. Можно настолько включиться в достижение псевдосилы, что упустить возможность получить удовлетворение от целей, которые дают истинную силу и от совершения чего-то полезного, что могло бы помочь многим и многим людям.
Если стремится к превосходству …, расскажите о том, что каждый раз, когда человек кого-то сравнивает, например "Она выглядит лучше", Только я могу сделать это правильно и т.д., он утверждает, что он не вместе с другими, что он отдален от окружающих.
Если человек приторно любезен…, он использует свое приличие для того, чтобы запугать окружающих, чтобы заставить их вести себя определенным образом рядом с ним для того, чтобы он смог предсказать их поведение. Его стремление все контролировать не позволяет ему действовать спонтанно, а отсутствие спонтанности делает его негибким и ограничивает его творчество, что приводит к определенным неудовлетворительным результатам.
Если играет роль жертвы …, то пытается сделать вид, что другие сильнее него, чтобы ему не пришлось узнать, что он сам создает свои обстоятельства. Он думает, что все, что происходит в его жизни, зависит от кого-то другого. Если человек не осознает, насколько он сам ответственен, то начинает обвинять других за результаты, которых на самом деле добился он сам.

Если человек контролирует …, основным приоритетом является: Вы не можете меня контролировать!. В результате, когда предоставляются возможности, он не спрашивает себя: Было бы мне это интересно, вместо этого, первая реакция: Как я могу доказать, что другие не могут на меня влиять… Студент редко выбирает то, что ему было бы, действительно, интересно.

Вопросы, приводящие в состояние обучения:

1. Что бы ты хотел узнать о себе, чтобы твоя жизнь стала лучше?
2. Ты испытываешь стресс или борьбу, когда пытаешься все делать сам?
3. Насколько большего успеха ты смог бы добиться, если бы эффективно сотрудничал с другими людьми?
4. Как бы изменилась твоя жизнь, если бы ты работал на той работе, которая тебе нравится?
5. Если ты можешь зарабатывать столько, занимаясь тем, что тебе не нравится, насколько больше ты мог бы зарабатывать, занимаясь тем, что любишь?
6. Что ты делаешь для того, чтобы разрушить ваши отношения?
7. Как бы ты взаимодействовал с людьми, если бы твоим намерением было их поддержать?
8. Как ты думаешь, почему у тебя нет горячего желания воплотить свою мечту?

Из курса "Понимание себя и других" Всемирные центры взаимоотношений.