Клиентцентрированные системные расстановки.

© Михаил Бурняшев, к.п.н., член-корр. МАПН, руководитель модальности системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и системные расстановки в Профессиональной психотерапевтической лиге, директор ИКСР.

Сегодня второй день работы на нашем семинаре "Кризисы любви". Хочу поделиться с вами одним интересным случаем, из моей сегодняшней работы с клиентом на нашей группе. Он подтверждает, что ТОЛЬКО САМ КЛИЕНТ ДОЛЖЕН НАЗНАЧАТЬ РОЛИ, нагружать их смыслом и смещать их на заместителей в собственной расстановке. Сам феномен, что на заместителей могут быть смещены не только роли, понятия и смыслы из систем клиентов, но и из систем самих терапевтов (расстановщиков) и заместителей, я открыл давно, наблюдая за работой "позднего" Хеллингера, который постоянно "грешит этим", выбирая и назначая заместителей в "новых семейных расстановках" сам, даже не спрашивая клиента.

Иногда я вижу эти феномены во время супервизии и совсем редко у заместителей на моей клиентской группе, а сегодня увидел и осознал, как этот феномен попал и в мою работу. Подобные феномены я очень часто вижу в работе у "учеников позднего Хеллингера", они приводят к искажению информации в расстановке, что может увести клиента, расстановку и самого расстановщика по ложному пути, сохраняя иллюзию "хорошей" расстановки. Сегодня работал с клиентом, который хотел достигнуть в жизни цели: "свободно оперировать недвижимостью" и он вложил в это свой смысл, который включал в себя: "продать старый родовой дом, купить новую квартиру и дом за границей".

Работа была клиент-центрированной и мы поставили заместителей клиента, цели и препятствия. В работе проявилось несколько слоев семейного опыта и разных семейных динамик и ближе к концу расстановки, когда в пространстве было расставлено больше 10 элементов системы, мне понадобилось в очередной раз разделить цель клиента, т.к. заместитель цели явно демонстрировал двойственность. С одной стороны он чувствовал себя целью и ощущал связь с заместителем клиента, а с другой человеческие чувства и включение в одну из семейных историй.

Тут я сам, как терапевт, выбираю заместителя из группы (до этого я просил это делать самого клиента) и провожу разделение контекстов. В результате один заместитель, представляющий часть связанную с семьей, отправляется к заместителям представляющим семейную историю клиента и находит там место. А второго заместителя, который олицетворял цель, я при разделении называю: ты цель клиента "свободно оперировать недвижимостью". Далее, провожу опрос заместителей и заместитель цели говорит, что ощущает себя "многоэтажным зданием".

Осознаю, что цель клиента трансформировалась и как-то существенно выросла в размерах. Отмечаю, что здесь, что-то не так и уточняю у клиента, что он имеет виду под "свободным оперированием недвижимостью". Клиент подтверждает свой изначальный смысл цели, я переназначаю цель смещая на заместителя цели смыслы клиента: "продать старый родовой дом, купить новую квартиру и дом за границей".

Заместитель цели подтверждает трансформацию и уменьшение до прежних размеров и хорошую связь с заместителем клиента. Далее работа идет к завершению. После работы у меня не выходит из головы, трансформация смысла цели клиента после разделения контекстов. Вдруг я осознаю, что последние два года, работая со своими бизнес-целями я представляю, как цель для нашего института, что через некоторое время институт будет иметь офис в виде многоэтажного знания. И вспоминаю, что во время расстановки, назначая цель клиента, я мимолетом вспомнил и о своем смысле "свободно оперировать с недвижимостью".

Вот так смыслы терапевтов (расстановщиков) могут попадать в расстановки клиентов. Хотя я сам стараюсь работать очень внимательно, смотрю за состоянием заместителей и быстро распознал ошибку, но этот опыт еще раз убеждает меня в том, что все смыслы элементов в расстановке (роли заместителей) ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬ И СМЕЩАТЬ САМ КЛИЕНТ.

Расстановщик сознательно и бессознательно может переносить на образ расстановки свои смыслы. Поэтому клиенты должны ВЫБИРАТЬ, НАЗНАЧАТЬ И СТАВИТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ САМИ. Терапевт (расстановщик), должен по максимуму сохранять нейтральность и избегать проекций на заместителей собственных образов и постоянно сверять с клиентом смысл абстрактных и структурных элементов в расстановке. С личными элементами в расстановке конечно проще, понятно, что Мама клиента - это Мама, но чтобы избежать в расстановке ненужных искажений выбрать, назначить и ставить заместителей должен сам клиент. Иначе расстановка превращается в Сансару в квадрате и показывает внутренние реалии расстановщика и/или заместителей, которые к клиенту не имеют никакого отношения!

Автор Михаил Бурняшев